Эти идеи, которые в последующие десятилетия так существенно скажутся на дальнейшем формировании общественных, политических и национальных отношений, непосредственно не влияли на позицию и направление политики железного канцлера. До конца своей политической деятельности Бисмарк оставался верен своей консервативной концепции прусских государственных интересов, направленной исключительно против антигосударственных, центробежных элементов, требовавшей от подданных прежде всего лояльности, а в области практической политики не прщ^вавшей большого значения этническо-языковому единству государства. Почти до самой смерти Бисмарк противостоял новым, националистическим взглядам, трактовавшим польское общество как однородное целое, враждебное империи. Создатель Второй империи видел в этом обществе две части. С первой, состоявшей из имущих слоев (главным образом шляхты и духовенства) и враждебно относившейся к государству и династии, следовало, по мнению канцлера, бороться без всякой жалости и пощады. Вторую, представляемую крестьянством, «трудолюбивым, спокойным, энергичным», как он неоднократно подчеркивал, можно и должно было, по его словам, привлечь на сторону государства при условии изоляции его от влияния вечно бунтовавших помещиков и полонизированного духовенства.

Резюмируя наши наблюдения над бисмарковской восточной политикой, мы можем констатировать, что она не внесла качественно новых элементов в систему господствовавших взглядов, а также применяемых методов и практических способов ее осуществления. Поэтому нам представляется неоправданным то упорство, с каким прежняя историография польско-германских отношений выделяла именно период политики железного канцлера как переломный в польско-германских отношениях. По нашему мнению, решительный поворот в формировании прусско-германской восточной политики, а тем самым и польско-германских отношений обозначился лишь в 90-х годах XIX века.

Хотите зарабатывать деньги в сети? Узнайте как создать сайт на WordPress , а затем оптимизировать его и получать деньги.

Комментарии закрыты.