Стоимость денег падала катастрофически, жалованья не хватало, поэтому случаи вымогательства и
взяток среди чинов полиции сильно увеличились. Японцы по своей натуре исключительно честный
народ, они не терпят воровства и вымогательства. Недаром говорят, что в Японии еще недавно
существовал обычай обрубать пальцы на руке вора, пойманного при совершении кражи. В
шанхайской полиции, в особенности ее китайский и индусский отделы, никогда не гнушались
взятками, пользуясь своей формой и положением. Налагавшиеся же за взяточничество наказания, по-
види-мому, не были достаточно строги, поэтому японцы значительно усилили их и в то же время
ввели в практику награждение деньгами «за хорошую елркбу». В Русском отряде, как и на других
полицейских станциях, появились особые «наградные комиссии», которые следили за
распределением денежных наград. Скудность получаемого жалованья толкала некоторых из чинов
отряда на разного рода ухищрения с целью повысить свой заработок: так, например, женившийся чин
отряда получал особый аванс на жену, поэтому число браков увеличилось. Но бывали случаи, когда
повенчавшийся, с ведома начальства, у адвоката, что считалось законным, чин отряда немедленно
же, но рке без ведома начальства, разводился у того же адвоката и продолжал получать «семейный
аванс». Случайно натолкнувшись на такой случай, начальник отряда вынрк- ден был установить
оригинальный способ поверки семейного положения женатых чинов отряда, получавших семейный
аванс; вначале каждые три месяца, а потом один раз в шесть месяцев муж — чин отряда — и его
жена должны были вместе являться в штаб отряда к помощнику начальника отряда, майору
Степанищеву, и подписывать особую декларацию, удостоверявшую их «семейное состояние». Эти
«смотрины» вызывали немало улыбок со стороны рядовой массы чинов отряда, но имели
положительный результат. 14 апреля 1944 г. наша полковая переносная церковь, в казарме на Рейс-
Корсе, была утверждена епископом Иоанном Шанхайским как «домовая церковь» полка, во имя
Святителя Николая Чудотворца Мир- ликийского и приписана к архиерейской церкви для
обслркивания ее нркд. Священник протоиерей Сергий Бородин был назначен, как постоянный
священник, для обслуживания духовных нужд отряда. Сам владыка Иоанн, как правило, один раз в
месяц обязательно посещал казарму отряда и вел духовную беседу с чинами, свободными от
служебного наряда, а потом пил чай с господами офицерами в «Оффисерс месс». Отряд постепенно,
все более и более, терял свой прежний блестящий воинский вид, и уже не было того образцового
порядка, который царил в казарме Русского полка Ш.В.К. Люди приходили из наряда всего лишь на
несколько часов отдыха и снова уходили на службу, поэтому установленную по прежнему уставу
ежедневную «выкладку всего обмундирования и снаряжения» на постелях для осмотра и поверки
начальниками пришлось отменить, и койки стояли заправленными одеялами с утра и до вечера,
иногда скрывая под собой пыль и грязь, ранее совершенно недопустимые в казарме полка. 1 августа
1943 г. отдел полиции, которым командовал Суказаки, включавший в себя все полицейские резервы,
тренировочные депо, индусский отдел и Русский отряд, был переименован в «Общий полицейский
корпус», а сам Суказаки стал именоваться «Директором» этого корпуса и контролирующим офицером
Русского отряда. Как отзвук военных поражений, в Шанхае японцы стремились убрать со службы и
как можно скорее запрятать в лагеря еще остававшихся на службе англичан. Попал под эту категорию
и наш чиф-инс- пектор Ф. Тэтстолл. Но и в этом случае Суказаки много помог ему, снабдив большим
количеством баночных продуктов, которые хранились потом на отрядном складе и по мере
надобности выдавались пасынку Тэтстолла (от его русской жены), который не попал в лагерь вместе
со своими родителями. Вместо Тэтстолла, офицером для связи со штабом полиции назначен был
один из русских «регулярных» полицейских Ш.М.П. — Роговенко, произведенный «для поднятия
престижа» в чин чиф-инспектора. Роговенко проводил в отряде целые дни и, мне кажется, очень
помогал начальнику отряда в эти тяжелые годы. Офицеры отряда относились к нему очень дружески
и не скрывали от него своих мыслей, говоря о происходившей в то время войне. Роговенко доверяли,
считая его «белым русским», но после окончания войны оказалось, что он имел советский паспорт.
У меня на даче нету газа. Проблему я решил, установив твердотопливные котлы в дом и теперь, я понимаю плюсы таких котлов, перед газовой печкой.