Сообщения с тылом у Неманской армии были очень трудные. Широколинейная железная дорога кончалась у Лаугцаргена, северо-восточнее Тильзита и у Мемеля. Неман, хотя и судоходный, мог служить путем подвоза только для правого крыла армии и был настолько неурегулирован, что на судоходство по нему нельзя было полагаться. Когда срочно потребовалось усиление правого крыла армии, была сделана попытка подвезти войска на баржах по Неману вверх по течению, но она оказалась неудачной. Судовые караваны в пределах русской территории сели на мель.
Либава лишь весьма осмотрительно могла быть использована как порт для снабжения армии. Русский флот и английские подводные лодки в то время, еще господствовали в восточной части Балтийского моря. Но все же с захваченными на месте средствами мы установили небольшое движение по железной дороге, идущей от Либавы на восток. Мы уже давно приступили к постройке полевой железной дороги Лаугцарген – Тауроген – Кельмы, но при недостатке в рабочей силе работа лишь медленно подвигалась вперед. Когда здесь выдвинулся на очередь вопрос ведения крупной операции, пришлось считаться с необходимостью постройки исчерпывающей нужды сети железных дорог. Кратчайшая линия для соединения с русскими железными дорогами проходила от Мемеля на Прекульн, восточнее Либавы. Постройка этой линии была начата, но затем приостановлена, т.к. главнокомандующий востоком вынужден был передать рабочие силы на постройку железной дороги Вилленберг – Остроленка. В начале июля постройка железной дороги на Прекульн была закончена. Для нас она была неоценима, несмотря на то, что эксплуатация ее оставляла желать еще многого. Затем мы приступили к перешивке железной дороги Либава – Можейки. В дальнейшем мы добрались через Кошедары, восточнее Ковны, до Митавской железнодорожной сети. Наконец, мы приступили и к постройке ширококолейной железной дороги Тауроген – Радзивилишки (южнее Шавлей). На этой линии деревянный мост через Дубиссу являлся настоящим произведением искусства.
В середине июля, после прибытия посланных еще в июне подкреплений, развертывание Неманской армии было окончено. Управление армией оказалось в тяжелом положении, так как вследствие атаки на Нареве оно не получило всех тех войск, на которые надеялось. Но тем не менее основные идеи атаки сохранились прочно. Дубисса, вверх по течению до Кельм, была оставлена лишь слабо занятой. Первый резервный корпус был сосредоточен между Кельмами и Шавлями в виде ударной группы. Следующий промежуток выше по течению Виндавы был тоже оставлен лишь слабо занятым; к нему примыкала сильная группа севернее железной дороги на Либаву. Здесь находилось от 2-х до 3-х пехотных и столько же кавалерийских дивизий.
Если вы живете в Волгограде то вам интересно будет прочесть эту статью – обучение волгоград. Можно узнать много интересного об обучении в Волгограде.