Северная часть железнодорожной сети у Прекульна связывалась с железной дорогой на Мемель. Русские железные дороги в Литве и Курляндии были в мирное время удивительно низкой провозоспособности. Это обстояло бы иначе, если бы Россия использовала Виндавский и Либавский порты для своей экономической жизни. Железная дорога Прекульн – Мемель в эксплуатационном отношении являлась еще более отсталой. Прошло много времени, пока удалось установить более или менее правильное движение трех-четырех поездов на линии Поневеж – Двинск.
На больших магистралях Вильна – Сморгонь и Вильна – Двинск условия были менее тяжелы; но зимой здесь тоже замерзали временные водонапорные баки, и приходилось преодолевать все возможные и невозможные препятствия.
Узкоколейная дорога Поневеж – Удзяны – Свенцяны была сравнительно менее разрушена, но она была абсолютно непровозоспособна.
Лишь много позже Рождества движение по всем линиям было обеспечено и до известной степени урегулировано, так что даже стало возможным пустить столь желанные поезда для отпускных.
Теперь наступил особый кризис. После холодов Неман и Виндава вскрылись. У Можейки ледоходом были снесены мосты через Виндаву. Тем самым по одной из железнодорожных линий было прервано сообщение с Германией. У Ковны накоплением льдин был сдвинут рельсовый путь, но мост устоял. Опять наступили напряженные дни, правда, совершенно в другом отношении. Армии оказались бы в очень трудном положении, если бы этот мост также был уничтожен.
Остальные мосты через Неман были постепенно закончены. Постройка железных дорог продолжалась.Блоком питания – защищая свою технику дома. Движение по железным дорогам оживало, и район ведения главнокомандующего востоком в железнодорожном отношении твердо стал на ноги. В мае и августе 1816 года закончилась постройка новых железнодорожных линий Тауроген – Радзивилишки и Шавли – Митава, линия от Свенцян к озеру Нарочь была закончена лишь позднее.
Две первые вышеупомянутые железные дороги подняли страну в культурном отношении. За это она перед нами в долгу.
К этой серии железных дорог примыкала, в районах позади фронта, сеть полевых и узкоколейных железных дорог для непосредственного снабжения войск.