На побережье Невской губы и устья реки Невы, на важных участках правого берега Невы вплоть до ее истоков начались крупные работы по сооружению системы дотов и дзотов, противотанковых рвов и надолбов. Регистрация транспортных средств в Госавтоинспекции.
Развернутая на Ладожском озере военная флотилия с первых же дней своего существования начала боевую деятельность. С 24 по 27 июля она высадила десант на острова Лункулансари и Мантиисари с целью содействия частям Советской Армии, ликвидировавшим прорыв финнов на северо-восточное побережье озера, который они совершили 17—19 июля в районе Питкяранта, Сальмн. Матросы, политработники и командиры десантных подразделений, сформированных из личного состава кораблей буквально накануне высадки, не имевшие никакой армейской подготовки и опыта действий на суше, проявили упорство и настойчивость в бою.
С 12 по 22 августа флотилия провела хорошо подготовленную операцию по эвакуации прижатых к берегу превосходящими силами противника частей Советской Армии из районов Клепала и Рауталахти. В течение десяти дней корабли флотилии и суда Северо-Западного речного пароходства под ожесточенным артиллерийским и минометным огнем противника вывезли несколько десятков тысяч бойцов, тысячи лошадей, сотни автомашин и орудий, при этом потерь в корабельном составе флотилия не имела, а потери армейских частей были незначительны.
Перед Чудской флотилией, созданной для содействия операциям Советской Армии на приозерных флангах, была поставлена задача не допустить переправу войск противника на восточный берег Псковского и Чудского озер. Ее личный состав участвовал в боях за побережье озера, вел разведку, помогал партизанам, боролся с катерами противника. 13 августа, после того как гитлеровцы заняли оба берега озера, корабли флотилии были затоплены в истоках реки Нарвы, а ее личный состав отошел в Ленинград и принял участие в его обороне.