При подготовке танка к преодолению водной преграды под водой в районах герметизации производится:
- предварительная подготовка танка;
- установка на нее съемных узлов ОПВТ, уплотнение неплотностей и укладка буксирных тросов;
- проверка качества герметизации.
При предварительной подготовке танка необходимо выполнить следующие работы.
По башне и боевому отделению:
- вывинтить пробку из смотрового отверстия в кормовой части башни и, поворачивая башню, проверить через отверстие, нет ли повреждений на манжете уплотнения погона. При наличии повреждений танк к движению под водой не допускается. После проверки отверстие закрыть пробкой;
- проверить состояние и крепление уплотнений броневой защиты пушки и щели башни для спаренного пулемета. На поврежденные места чехла допускается накладывать заплаты из прорезиненной ткани клеем № 88Н. При невозможности ремонта чехол заменяют новым из эксплуатационного комплекта. Допускается подтягивание крепления чехла и обмазывание его наружного контура по периметру желобка замазкой ЗЗК;
- проверить легкость отстопоривания и выемки из шахт смотрового прибора командира танка;
- установить на верхние два колена антенны резиновую трубку, находящуюся в пенале ОПВТ, для предотвращения замыкания антенны на воздухопитающую трубу при движении танка;
- проверить закрытие клапанов нагнетателя включением и выключением. Признаком закрытия клапанов является глухой хлопок при включении;
- повернуть рукоятки кранов системы очистки защитных стекол ТПД-К1 и ТК.Н-3 (у наводчика – в вертикальное положение до упора, а у командира – в горизонтальное положение до упора);
- снять ограждение механизма заряжания, а также два установленных рядом лотка, не разделенных стойкой конвейера, и уложить их на рабочие места наводчика и командира, после чего развернуть башню, совместив проем конвейера с краном переключения баков, и через проем отключить наружные баки;
- снять щитки ограждения экипажа и установить их соответственно: левый – на неподвижном ограждении, а правый – вертикально на дно кабины башни изогнутым концом к стенке между зарядом, магазином ПКТ и поли-ком командира;
- развернуть башню пушкой вперед на 2-00 влево относительно курса, что соответствует показанию азимутального указателя 28-00, и поставить башню на стопор, а пушку на нижнее отверстие тяги по-походному.
По корпусу и отделению управления:
- проверить легкость отвинчивания защитной пробки под ключ крышки люка водителя;
- проверить легкость отстопоривания и выемки из шахт смотровых приборов водителя. В ночное время установить на место крышку входного окна головки ТПНЗ-49, закрепив ее четырьмя болтами;
- повернуть от себя до упора рукоятку крана системы гидропневмоочнстки смотрового прибора водителя;
- снять крышку на днище танка под носовой помпой, а сетку, находящуюся под крышкой, закрепить болтами, при этом кран носовой помпы должен стоять в положении ВОДА;
- снять крышку люка под кормовой помпой вместе с фильтром, очистить и промыть сетку фильтра и установить крышку люка с фильтром на прежнее место;
- поднять заслонку выпускного короба и застопорить стопором, снять заслонки с кормовых патрубков воздуховодов и уложить их в левый задний ящик.
Уплотнить замазкой ЗЗК следующие места:
- ось стеклоочистителя прибора ТКН-3, а также стык защитного стекла с блоком люка в нижней части;
- полости для ключей в крышках люков командира, наводчика и механика-водителя;
- стыковые соединения ресивера со стволом, а также болты переднего фланца ресивера;
- отверстие сопла гидропневмоочистки смотрового прибора водителя;
- стыковые соединения под крышками воздухопритоков корпуса и башни, а также стык подпоромера с отверстием в башне. В заключение предварительной подготовки танка достать аппараты АТ-1 из ящиков, установленных на башне слева, и уложить их внутри танка на соответствующих местах членов экипажа. Ящики закрыть.
При установке съемных узлов ОПВТ и окончательной подготовке танка к преодолению водной преграды необходимо выполнить следующие операции:
- совместить проем конвейера с крышкой моторной перегородки, снять крышку на воздухоочистителе и установить на ее место сетку. Крышку перегородки снова закрепить на моторной перегородке, а крышку воздухоочистителя уложить на рабочем месте наводчнка;
- вывинтить пробку из отверстия выброса воды носовой помпой и на ее место установить клапан, прикрепив его к крышке двумя болтами с шайбами;
- проложить сигнальный шнур от механика-водителя к командиру танка; шнур небходим для осуществления связи между ними в затопленной танке;
- снять кронштейны для крепления ОПВТ по-походному и закрепить их на башне ремнями крепления брезента;
- установить правый кожух на входные жалюзи, надеть рукав и закрепить кожух зацепами и Т-образным болтом;
- собрать воздухопнтающую трубу с левым кожухом и соединить с помощью хомутов;
- при сборке воздухопитающей трубы закрепить вдоль нее семиметровый кабель ТПУ с помощью специальных клипс, установленных на хомутах. Верхний конец кабеля крепится на раструбе трубы, а нижний – к десантной розетке ТПУ на задней части башни танка. К кабелю ТПУ в местах его крепления к клипсам привязывают льняной канатик. При преодолении водной преграды ночью на раструб воздухопитающей трубы установить сигнальный
фонарь, закрепив его болтом так, чтобы он светил на корму танка. Провод от фонаря опустить снаружи трубы, закрепив клипсами, и включить штекер в розетку, расположенную на башне. Фонарь включается выключателем ФОНАРЬ, расположенным на ограждении люка командира;
- воздухопитающую трубу, собранную с левым кожухом, кабелем ТПУ и проводом от фонаря (если его нужно ставить) поднять и установить на входные жалюзи;
- соединить правый и левый кожухи резиновым рукавом;
- установить на выпускной патрубок двигателя уплотнение газового стыка;
- собрать выпускную трубу, соединить ее с переходником;
- установить пневмоцилиндр механизма сброса выпускной трубы, для чего вывернуть пробку из бонки на корме и положить ее в ящик ОПВТ, ввернуть в бонку валик и законтрить его проволокой, надеть рычаг на валик, приваренный на корме, и закрепить его шайбой и шплинтом; при установленных дополнительных бочках правую сместить в сторону борта и установить пневмоцилиндр, отвинтить заглушку штуцера воздушной системы на корме танка и соединить пневмоцилиндр с воздушной системой с помощью шланга, взятого из комплекта ОПВТ;
- установить выпускную трубу с переходником на свое место на корме танка, вставить Т-образные болты в соответствующие пазы на корму, соединить тягу с рычагом и затянуть гайки;
- установить удлиненный трос с колпачками для автоматического их сбрасывания с заборных каналов защиты ВЗУ после преодоления водной преграды. Трос одним концом закрепить за скобу, приваренную к башне, а колпачки, закрепленные на других концах, надеть на заборные каналы защиты ВЗУ. Установить удлиненный трос с колпачками, если после преодоления водной преграды предусматривается включение в работу прибора радиационной и химической разведки;
- установить уплотнение на дульный срез пушки и затянуть хомутом, установив между чехлом и стволом резиновое кольцо;
- уложить буксирные тросы и закрепить веревки с буйками в соответствии с требованиями РПВП-70;
- закрепить передние грязевые щитки болтами из ЗИП в нижнем положении;
- все ящики ЗИП закрыть на замки.
При необходимости элементы ОПВТ, оставшиеся на танке, укладывать следующим образом:
- кронштейны крепления труб по-походному уложить под ремни крепления брезента;
- крышки труб с чехлом ОПВТ между ними закрепить на бойках правого кожуха штатными болтами с шайбами;
- чехол с замазкой ЗЗК и крепежные детали уложить в ящики АТ-1.
Проверка качества герметизации. После установки съемного оборудования и уплотнения неплотностей замазкой ЗЗК качество герметизации проверяется методом замочки. Для этого к танке прицепляют буксирный трос от тягача, развернутый на усилие 50 т (для страховки). Экипаж, который готовил машину к движению под водой, занимает свои места с аппаратами АТ-1 в положении НАДЕТОЕ. Режим работы двигателя устанавливается так, как при движении под водой.
С экипажем устанавливают радиосвязь, и по команде руководителя танк идет в воду. Первая остановка на 2-3 мин осуществляется на глубине, превышающей уплотнение погона башни. Члены экипажа при этом наблюдают, не поступает ли вода внутрь танка. Если не наблюдается струйного поступления воды внутрь корпуса, то движение танка продолжается и вторая остановка на 3-5 мин выполняется на глубине, превышающей высоту танка на 50-100 см.
Во время остановок танка двигатель не глушится, экипаж определяет места проникновения в машину воды, а механик-водитель в течение всего времени проверки поддерживает радиосвязь с руководителем, который наблюдает за качеством герметизации выпускного тракта по отработавшим газам, выходящим из выпускной трубы. При герметичном тракте через выпускную трубу не должна выбрасываться вода. После окончания проверки по команде руководителя механик-водитель снимает машину с тормоза и она тягачем эвакуируется из воды на берег. При выходе танка на берег механик-водитель останавливает ее по команде руководителя. После остановки трос от танка отсоединяется и она готова к преодолению водной преграды по дну. В случае недостаточной герметизации соответствующие места герметизируются заново.
Нашел интересный ucoz форум на разные тематики. Если делать нечего, там можно поболтать и найти новых друзей. В общем заходите на форум и не ленитесь, там очень весело и интересно.