Чистка и смазка пушки производится экипажем. Наружная поверхность очищается от пыли и грязи ветошью, а в случае сильного загрязнения обмывается водой и насухо протирается. Углубления, пазы и все труднодоступные места прочищаются с помощью палочек с намотанной на них ветошью. Чистка ствола при температуре окружающего воздуха от 50 до -10° С производится химическим способом с применением раствора РЧС. При температуре ниже -10° С раствор замерзает, поэтому ствол чистят керосином или дизельным топливом. С появлением возможности для применения РЧС чистка ствола должна быть повторена с применением раствора.
РЧС обеспечивает удаление меди и частичное удаление нагара, оставшихся в канале ствола после стрельбы. Оставшийся после применения РЧС нагар удаляется механическим путем (банником с кардочистильной лентой). РЧС приготовляется в количестве, необходимом для чистки в течение дня. При приготовлении соблюдается пропорция: вода 1 л, углекислый аммонии 100 г, двухромовокислый калий (хромпик) 5-10 г. Допускается применение подогретой воды до 50° С. Нагревать раствор запрещается, так как при этом углекислый аммоний разлагается. Неиспользованный раствор может храниться в негерметичной таре не более 5-7 дней. Канал ствола чистить в день стрельбы после его остывания. При чистке ствола раствором РЧС необходимо вставить поддон, предварительно установив вместо капсюльной втулки дренажную трубку 2А26-С642-8, при этом клин затвора должен придерживать поддон от выпадания.
Свободный конец дренажной трубки вывести наружу через люк и закрепить.
Зарядная камора чистится с казенной части щеткой банника только с одной штангой. При этом принимаются меры для предотвращения попадания раствора на провода, кабельные узлы и приборы. Чистку производят до полного удаления меди и нагара, после чего канал ствола протирается сухой ветошью, а качество чистки проверяется контрольной салфеткой. Если на салфетке нет следов нагара, а в канале ствола не видно омеднения, то чистку заканчивают. Вычищенный канал ствола необходимо сразу смазать. Для этого на щетку банника намотать чистую ветошь, пропитанную смазкой ГОИ-54п, и продвинуть щетку от дульной части канала ствола к казенной части и обратно. Так проделать четыре-пять раз. Зарядную камору смазать с казенной части. Смазка должна лежать ровным слоем по всей поверхности канала ствола. Смазочные материалы хранить в чистых и плотно закрытых бидонах или жестянках. Взятую из бидона или жестянки смазку обратно в тот же сосуд не помещать.
Чистку и смазку механизма продувания канала ствола производить после
каждой стрельбы одновременно с чисткой капала ствола, для чего:
- придать стволу максимальный угол склонения, вывинтить из сливного отверстия ресивера пробку и выпустить в посуду жидкость, скопившуюся там при чистке канала ствола;
- снять термозащитный кожух;
- разобрать механизм продувания канала ствола, отвернув 1айку крепления ресивера ключом 2А20-42-1;
- смазать детали и наружную часть трубы под ресивером смазкой ГОИ-54п для размягчения нагара;
- удалить нагар с деталей механизма и наружной части грубы под ресивером ветошью, пропитанной керосином или дизельным топливом;
- покрыть смазкой ГОИ-54п детали механизма продувания канала ствола и наружную часть трубы под ресивером (для смазывания гайки крепления ресивера использовать графитную смазку);
- собрать механизм продувания ствола.
Если стрельба не производилась, то при чистке канала ствола механизм продувания пе разбирать. Жидкость, скопившуюся в ресивере при чистке канала ствола, выпустить через сливное отверстие ресивера. Чистка и смазка затвора производится одновременно с чисткой канала ствола. Для чистки необходимо не полностью разобрать затвор и все детали протереть сухой ветошью. Детали стреляющего механизма, гнездо для него в клине и зеркало клина после стрельбы вычистить керосином или дизельным топливом и насухо протереть ветошью. При сильном загрязнении части затвора промыть, после чего протереть их насухо чистой ветошью. Пазы, углубления и выемки тщательно прочистить ветошью, намотанной на заостренные концы палочек. После окончания чистки детали механизмов затвора смазать, протирая ветошыо, пропитанной смазкой ГОИ-54п.
Люлька, подъемный механизм, ограждение, противооткатные устройства и спусковой механизм протираются без разборки сухой ветошью. Зубья сектора люльки и вала-шестерни подъемного механизма протирают ветошью, намотанной на острые концы деревянных палочек. При сильном загрязнении все названные узлы можно чистить ветошью, смоченной в керосине или дизельном топливе, принимая меры к предотвращению попадания керосина ii дизельного топлива внутрь механизмов. Затем неокрашенные места протираются чистой ветошью, пропитанной смазкой ГОИ-54п. Внутренние части люльки и детали подъемного механизма смазываются принудительно. Давление в маслопроводах системы смазки люльки и во внутренней полости подъемного механизма создается тавотонабивателем 2А20-С641-58. Вместо смазки ГОИ-54п разрешается использовать смазку ЦИАТИМ-201.
Профессионально занимаетесь фотографией? или просто любитель? В любом случае вам поможет сайт Все для фотографа. Там вы найдете все необходимое, интересное, что поможет вам с легкостью творить чудеса фотографии.